Вопрос: Ребенок постоянно сидит в телефоне. Можно ли его отучить и как это сделать?
Ответ: Алена Калашникова, педагог-психолог Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пермского края:
– Если родитель столкнулся с проблемой постоянного времяпрепровождения ребенка в телефоне, то стоит ответить на вопрос: «А кто его этому научил?». Порой родители сами того не замечают, что становятся виновниками этой ситуации –в раннем возрасте знакомят детей с девайсом, в котором больше функций, чем необходимо ребенку.
Причины могут быть разные – занять малыша, чтобы он не мешал, или быстро и без истерик накормить, одеть, дать лекарство и т.д. Но проходит время, и родители начинают возмущаться, что ребенок не может сам себя занять в свободное время и требует исключительно телефон.
Часто, пытаясь заполучить желаемый гаджет, школьники говорят, что он необходим, чтобы над ним не смеялись, или для выполнения домашнего задания.
И все же, почему наши дети «зависают» в телефоне?
И взрослые, и дети сейчас понимают, если чего-то не знаешь – можно посмотреть в интернете. Там найдется информация на любой вкус: хочешь – учись или общайся, хочешь – играй или смотри мультики. Этот мир очень привлекательный – картинки более яркие, а действия более быстрые, чем в жизни.
Маленькие дети привязываются к телефону, потому что понимают, что это способ получить быстрый и понятный результат, например, в играх. И ему больше не хочется прикладывать усилия в реальной жизни, если в телефоне добиться успеха можно гораздо быстрее.
Подростков привлекают в смартфоне не только развлечения, но и общение. В социальных сетях они могут создать образ того, кем хотят казаться в реальной жизни. Если что-то не устраивает – можно прекратить общение навсегда, без объяснения. Не нужно тратить большие силы, чтобы найти собеседника или даже друга.
Что же делать?
►Первый шаг – это пересмотреть отношения в семье
Как строится ваша жизнь? Сколько времени вы проводите с ребенком? Доверяет ли он вам? Делитесь ли вы своими переживаниями? Просите ли советов?
Хочу обратить внимание, что совместное выполнение домашних заданий – это не совместная деятельность.
Если ребенок постоянно уходит в гаджет и предпочитает его совместным прогулкам и семейным праздникам, то скорее всего, в семье нарушены отношения. Он чувствует себя одиноким, неинтересным, незначимым, а зачастую – несостоятельным, и самый лучший его друг – это электронное устройство.
►Следующий шаг – установить правила
В силу возрастных особенностей дети не умеют контролировать время пребывания в телефоне, и функцию контроля должен осуществлять родитель.
Родители часто спрашивают: «Стоит ли прибегать к экстренным мерам в виде полного запрета гаджетов?». Если вы что-то запрещаете, то необходимо найти замену. Нельзя у ребенка просто забрать забаву, не найдя приемлемой альтернативы. У любого человека есть деятельность, которая его увлекает, это может быть: творчество, робототехника, плаванье, фотография и другое.
В борьбе с гаджетами главное оружие у родителей – это мудрость. Обсудите вместе с ребенком, какие приложения вы можете установить, а какие нет и почему. Вместо полного запрета рекомендую установить «родительский контроль» и ограничить общее время, которое ребенок проводит в гаджете.
►Третий шаг – быть примером
Проанализируйте, как вы наполняете свой досуг? Какие у вас есть увлечения? Важно начать с себя и подумать какой пример мы показываем своим детям.
Заведите дома традицию пить чай всей семьей по вечерам или устраивать «семейный совет» для обсуждения вопросов. Старайтесь больше общаться вживую.
Как понять, что проблема гаджета зашла слишком далеко и нужно обратиться к специалисту?
Для начала нужно обратить внимание на физиологические симптомы:
- он не высыпается, потому что поздно ложится
- у него нет аппетита
- он становится рассеянным, менее внимательным
- он перестает общаться со сверстниками, друзьями, родителями
- вместо любимых занятий все время проводит в смартфоне
- то, что раньше давалось легко, теперь идет сложнее
Если замечаете хотя бы три из этих признаков, значит, проблема действительно есть. Чем дальше, тем больше симптомов будет появляться и тем сложнее будет их устранить.
Но нельзя ругать ребенка и обвинять, что он все время проводит в телефоне. Нужно объяснить: «Я вижу, что тебе тяжело и ты сам не справляешься. Мы вместе решим эту проблему».
Чтобы восстановить режим сна, можно установить функцию родительского контроля. Дело в том, что детям в любом возрасте сложно отложить любимую вещь в сторону и забыть о ней на какое-то время. Поэтому важно договориться с ребенком, во сколько телефон будет превращаться в «кирпич». Например, дети 7–9 лет могут использовать телефон до 21:00, школьники постарше — до 22:00. Конечно, нужно объяснить, почему вы так делаете: «Если перед сном ты будешь сидеть в телефоне, да еще поздно ляжешь спать, твой мозг не успеет отдохнуть, с утра ты будешь вялый и не сможешь делать свои дела так эффективно, как это нужно».
Если понимаете, что не можете самостоятельно «вытащить» ребенка из гаджета, обратитесь за помощью к психологу. По моему опыту, дети «уходят» в смартфон, когда у них есть какие-то трудности – в учебе, в общении со сверстниками, в отношениях с родителями или учителями. Психолог поможет найти истинные причины такого «зависания» и подскажет, как их устранить.