Главная / Статьи / Младшие школьники / Эта методика поможет школьнику подготовиться к словарному диктанту по русскому за одну ночь
Больше никаких двоек по русскому языку! Учитель начальных классов школы № 1601 Елена Алексеевна Темерова вместе с ребятами из своего класса использует уникальную методику запоминания словарных слов. После применения этой методики 22 из 24 учеников справляются со сложными заданиями на «отлично» и «хорошо»! «Летидор» выяснил, в чём секрет этой чудесного способа быстрого запоминания сложных орфограмм.
Метод по запоминанию словарного слова учительница разделила на 5 этапов:
Гимнастика для мозга
Перед тем, как дети приступают к запоминанию слов, они делают гимнастику, направленную на перекрёстную работу мозга. Для этого школьники проговаривают буквы алфавита, которые записаны в верхней строке таблицы, и в это же время выставляют в сторону то левую, то правую руку. Или проговаривают буквы и делают движения обеими руками.
Направления движения рук указаны во втором ряду таблицы под буквами алфавита и обозначены аббревиатурой: «Л» (левая), «П»(правая), «В»(вместе). Кажется, что упражнение совсем несложное, но на самом деле с первой попытки оно не получается даже у взрослых.
Выясните значение слова
На втором этапе дети смотрят значение слов в этимологическом или толковом словаре. Иногда происхождение слова дает подсказку, как его правильно писать. Так слово «пловец» образовано от старинного «плов», которое мы сейчас не употребляем, но его можно использовать как слово-подсказку для запоминания орфограммы.
Проговорите слово орфографически
Третий этап заключается в орфографическом проговаривании слова. Нужно вслух пропеть слово, так как мы его пишем, делая интонационные акцент на орфограммах.
Придумайте ассоциацию
После орфографического проговаривания важно представить себе слово в качестве какого-нибудь образа или ассоциации. Можно нарисовать ассоциативный рисунок для слова, который помогает запомнить орфограмму. Например, солома – сноп соломы, перевязанный веревкой в форме буквы «о». Если рисовать не хочется, придумайте выражение-подсказку. Например, акция в аптеке. Можно даже придумать целое предложение, которое по ассоциации поможет запомнить словарное слово. Например, для слова «дирижер» - Дима и Дина дирижеры.
Последний этап запоминания – прописывание слово в воздухе. Здесь важно закрыть глаза, представить, что вы держите невидимую ручку и можно прописывать. В тот момент, когда ребёнок доходит в своём воображении до безударной или непроверяемой гласной, попросите его мысленно выделить её зелёным или красным цветом. Ребёнок заранее настраивает мозг, что вот это место в слове сложное и его надо зафиксировать.
Таким образом, ребята из класса Елены Алексеевны могут запомнить до 9 новых словарных слов, а затем безошибочно написать их. Если методика не срабатывает, значит ребёнку не хватило концентрации внимания. В этом случае учительница предлагает выполнить упражнения на концентрацию: помахать рукой, покачать головой, потопать ногами, пожать плечами, а потом соединить несколько действий и проделать их одновременно.
Методика, по которой Елена Алексеевна вот уже несколько лет занимается со своими школьниками, приносит им двойную пользу. Дети развиваются, тренируют внимание. При этом не теряют интерес к учёбе, так как описанные упражнения школьники воспринимают как увлекательный квест. Работа над проектом по изучению сразу целой группы новых словарных слов помогла педагогу распространить эти приёмы и на другие предметы.