Характером называют своеобразное сочетание устойчивых особенностей человека, которые обуславливают типичные для него индивидуальные способы поведения в определенных жизненных условиях и ситуациях. Своеобразие характера человека проявляется в системе его отношений к действительности: к другим людям (например, общительность – замкнутость, тактичность – грубость); к делу (например, ответственность – недобросовестность, трудолюбие – ленность); к себе (например, скромность – бахвальство, гордость – униженность); к имуществу (например, щедрость – жадность, бережливость – расточительность).
Характер тесно связан с моралью, убеждениями и мировоззрением. Благодаря этой связи черты характера определяют социальную позицию человека. Относительная устойчивость характера не исключает его высокой пластичности, что имеет большое значение для его целенаправленного формирования.
Иногда отдельные черты характера приобретают крайнюю заостренность, настолько сильную выраженность, что могут становиться его слабым звеном. Такие крайние варианты нормального развития характера называются акцентуациями.
Акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены.
Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в определенных условиях, когда жизненная ситуация предъявляет повышенные требования к наиболее слабому звену характера, и почти не обнаруживаются в обычных условиях. Подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте акцентуации характера выступают наиболее ярко. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – особенности нарушений поведения, проявления острых эмоциональных реакций и неврозов.
Основные типы акцентуаций характера (по А. Е. Личко)
1. Гипертимный тип
Основные признаки: приподнятое настроение, стремление к лидерству, смена увлечений, склонность к переоценке возможностей, повышенная активность, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к риску, экстравертированность (направленность интересов и деятельности вовне).
Положительные качества: придприимчивость, быстрота усвоения учебного материала, легкость общения, активность, энергичность, выносливость, умение вызывать доверие, находчивость в нестандартной ситуации, готовность быть ответственным.
Формы дезадаптации: авантюризм, неустойчивость, склонность к алкоголю, отвлекаемость, склонность к риску, недисциплинированность, прогулы, конфликты со взрослыми.
Провоцирующие факторы: безделье, ограничения в выборе, одиночество, строгое регламентирование деятельности, эмоциональная ответственность, жесткий контроль.
2. Циклоидный тип
Основные признаки: чередование фаз хорошего и плохого настроения (эйфория – дисфория). С наступлением подросткового возраста у них возникает первая субдепрессивная фаза (маловыраженная депрессия, для которой характерны склонность к апатии, вялость, ощущение, что все валится из рук). В этот период циклоиды начинают тяготиться обществом и компанией, у них резко снижается работоспособность. Субдепрессивная фаза длится 2-3 недели, после чего настроение повышается, циклоиды становятся по поведению гипертимами и начинают наверстывать упущенное в период субдепрессивной фазы.
Положительные качества: инициативность, жизнерадостность, общительность в периоды хорошего настроения.
Формы дезадаптации: непоследовательность, неуравновешенность, безразличие, вспышки раздражительности, чрезмерной обидчивости и придирчивости к окружающим (в периоды подъема настроения). Грусть, задумчивость, вялость, упадок сил, трудности в учебе и в жизни, раздражаемость компаниями сверстников (во время спада), риски суицидального поведения.
Провоцирующие факторы: эмоциональное отвержение со стороны значимых для них людей, перегрузки, притеснения, неожиданность, коренная ломка жизненных стереотипов.
3. Неустойчивый тип
Основные признаки: безволие, непосделивость, непостояноство, зависимость от других, внушаемость, пассивность в деятельности, слабоволие, стремление к праздности и поверхностным увлечениям.
Положительные качества: умение не переутомляться, получать сильные впечатления, открытость, доброжелательность, быстрота переключения в делах и общении.
Формы дезадаптации: хвастовство, безответственность, трусость, побеги из дома, делинквентное поведение (антиобщественное, противоправное), адииктивное поведение (зависимости, пагубное поведение, привыкание).
Провоцирующие факторы: бесконтрольность, нецеленапрваленное, неустойчивое воспитание, отсутствие единства требований в семье.
4. Лабильный тип
Основные признаки: подвижность, немотивированная смена настроения, чувствительность к чужому мнению, ранимость, раздражительность, зависимость состояния от настроения, вспыльчивость, слабый самоконтроль, конфликтность.
Положительные качества: общительность, добродушие, чуткость, привязанность, общение в компаниях со сверстниками.
Формы дезадаптации: аффективное поведение (яркие эмоциональные процессы взрывного характера, которые характеризуются кратковременностью и высокой интенсивностью), депрессия, неврозы, демонстративные побеги, риск суицидального поведения.
Провоцирующие факторы: отвержение близких, потери, утраты.
5. Истероидный тип
Основные признаки: жажда внимания, потребность удивлять, восхищать, завышенная самооценка, похвальба несуществующими достижениями, жажда постоянного внимания к своей особе, неспособность переносить удары по эгоцентризму, стремление быть «на сцене».
Положительные качества: упорство, инициативность, коммуникабельность, активность, организаторские способности, энергичность.
Формы дезадаптации: демонстративное поведение, эгоцентризм, аффективное поведение (яркие эмоциональные процессы взрывного характера, которые характеризуются кратковременностью и высокой интенсивностью).
Провоцириующие факторы: публичное лишение «ореола», развенчевание, изоляция, «серые будни».
6. Конформный тип
Основные признаки: соглашательство, подчинение мнению группы, отсутсвие личностного отношения к миру, жизнь по правилу «как все», чрезмерная приспособляемость ценой личностных жертв, некритичность поведения, несамостоятельность, безволие.
Положительные качества: преданность группе, стремление к устойчивым отношениям, уживчивость.
Формы дезадаптации: участие в групповых правнонарушениях и преступлениях.
Провоцирующие факторы: отрицательный пример, влияние группы, смена коллектива.
7. Шизоидный тип
Основные признаки: замкуность, осторожность, «чудаковатые постпуки», трудности в установлении контактов, эмоциональная холодность, склонность общаться со взрослыми, фантазирование, малая активность.
Положительные качества: способность к нестандартному мышлению, увлеченоость, способность работать в одиночку, аналитические способности.
Формы дезадаптации: побеги, асоциальное поведение борца за справедливость, аддиктивное поведение (зависимости, пагубное поведение, привыкание).
Провоцирующие факторы: установление неформальных эмоциональных контактов, насильственное вторжение посторонних в его окружающий мир, насильственное помещение в группу, критика его образа жизни и его «системы».
8. Астеноневротический тип
Основные признаки: повышенная утомляемость, ипохондрия (беспокойство по поводу возможности заболеть), раздражительность, вялость, неуверенность, тревожность, жалобы, постоянное недовольство, склонность к неврозам.
Положительные качества: способность расчитывать свои силы, аккуратность, дисциплинированность, скромность, исполнительность, незлопамятность.
Формы дезадаптации: аффективное поведение (яркие эмоциональные процессы взрывного характера, которые характеризуются кратковременностью и высокой интенсивностью), школьная тревожность, дидактогении (негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя/воспитателя; выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и отрицательно сказывается на деятельности ученика, затрудняет общение).
Провоцирующие факторы: гипер- и гипоопека, повышенная требовательность, сравнивание с другими детьми, конфликты, выслушивание отрицательных отзывов о себе, ситуации внезапного физического и психического напряжения, ломка стереотипов.
9. Эпилептоидный тип
Основные признаки: склонность к тоскливо-злобному настроению, вязкость, инертность, бережное соблюдение своих правил, грубость, стремление сорвать злость на окружающих, деспотизм, мстительность.
Положительные качетсва: дисциплинированность, аккуратность, упорство в достижении цели, пунктуальность, обязательность, выносливость, внимание к мелочам, надежность (выполняет свои обещания).
Формы дезадаптации: аффективное поведение (яркие эмоциональные процессы взрывного характера, которые характеризуются кратковременностью и высокой интенсивностью) но в данном случае аффекты не только очень сильны, но и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть, повод для гнева может быть мал и ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением интересов; склонность к азартным играм, воровство, склонность к алкоголю.
Провоцирующие факторы: отсутствие эмоционального тепла, жестокость, замечания, которые ущемляют самолюбие, ущемление прав и интересов, обещания, которые остаются невыполненными, ограеничения возможности показать себя авторитетом.
10. Сензитивный тип
Основные признаки: чрезмерная чувстивтельность, мнительность, пугливость, замкнутость, склонность к самобичеванию, повышенная впечатлительность, комплекс неполноценности, чрезмерные привязанности к родителям и друзьям.
Положительные качества: нравственность, способность чувствовать внутреннюю суть, ориентация на истинные чувства, внутрення дисциплинированность, отвественность, добросовестность.
Формы дезадаптации: социальная отгороженность, побеги в результате психических травм, повышенная обидчивость и конфликтность на ее фоне, риск суицидального поведения.
Провоцирующие факторы: домашняя гиперпротекция, повышенная моральная и эмоциональная ответственность, насмешки или подозрения в неблаговидных поступках, недоброжелательное внимание или публичные обвинения.
11. Психастенчисекий тип.
Основные признаки: высокая тревожность, мнительность, робость, страхи, педантизм, повышенная чувствительность к порядку, опасения за будущее свое и своих близких, навзячивые идеи, нерешительность (выбор решения – самая трудная задача для них), защитные реакции от тревоги – выдумывание специальных ритуалов.
Положительные качества: способность брать на себя ответсвенность за других, отвественность за дела, эмоциональная привязанность, серьезность, добросовестность, аккуратность, рассудительность.
Формы дезадаптации: чувствительность к различного рода испытаниям, нерешительность, безынициативность, склонность к бесконечным рассуждениям, самокопание, наличие навязчивых идей и опасений, возможность невротических заболеваний.
Провоцирующие факторы: повышенная ответственность, ситуация выбора (самостоятельное принятие решения), повышенная моральная отвественность, гиперпротекция, задания без четких указаний, ситуации сильного беспокойства и страха, ситуации длительных физическиз и психологических нагрузок, ситуации критик подростка и его поведения.
Пешкина О.Н.,
педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП»