Главная / Статьи / Дошкольники / Агрессивность у дошкольников
Все чаще и чаще можно услышать сегодня фразы: «Какой агрессивный ребенок! Откуда в нем столько агрессии?». Чтобы разобраться в этом, для начала важно знать, что агрессивность является нарушением поведения ребенка, а не симптомом психического заболевания. Необходимо также помнить, что некоторые трудности в поведении детей носят возрастной характер и связаны с переживанием одного из кризисов развития (1 года, 3 и 7 лет). Проявление агрессивности – одна из частых проблем в детском коллективе. Те или иные ее формы характерны для большинства дошкольников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Причины проявления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания и заболевания головного мозга. Огромную роль в развитии тех или иных качеств ребенка играет воспитание в семье. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявления гнева у своего ребенка. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: снисходительность или строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети встречаются и у слишком мягких родителей, и у очень строгих. Кроме того, если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если родители для доказательства своей правоты прибегают к насилию, в ребенке формируется агрессивное начало.
Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Среди причин формирования агрессивности и агрессивного поведения также следует выделить и социальный фактор. Во-первых, влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения). Во-вторых, влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов): ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями. Следует обратить внимание на следующие проявления ребенка, которые являются характерными особенностями агрессивного поведения: отказывается от коллективной игры; слишком говорлив; чрезмерно подвижен; не понимает чувств и переживаний других людей; часто ругается со взрослыми; создает конфликтные ситуации; перекладывает вину на других; суетлив; импульсивен; часто дерется; не может адекватно оценить свое поведение; имеет мускульное напряжение; часто специально раздражает взрослых; мало и беспокойно спит.
Несколько рекомендаций по эффективному взаимодействию родителей с детьми с агрессивным поведением:
1. Упорядочить систему требований, следите за своими поступками, показывая личный (положительный) пример;
2. Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила;
3. Дайте понять ребенку, что вы любите его таким, какой он есть;
4. Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю;
5. Направьте его энергию в положительное русло, например: в спорт, где ребенок может научиться контролировать свои эмоции, управлять своим поведением;
6. Предъявляя ребенку требования, учитывайте его возможности, а не свои желания;
7. Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих;
8. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле;
9. На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия служит для ребенка своеобразным «развлечением» (не является защитной реакцией);
9. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдания близким людям.
10. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый, например: «Зачем ты так делаешь, ты же хороший и добрый?!»;
11. Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, предложите ему громко спеть любимую песню, пробежать несколько кругов возле дома, покидать мяч об стену, порвать бумагу, устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь.