Ребенку меньше года:
- он не всегда реагирует на Ваш голос: на смотрит, когда Вы с ним говорите, не прислушивается к голосу (после 3-х мес);
- он мало гулит и лепечет, а после 7ми месяцев в лепете отсутствуют слоги (н-р, ба-ба-ба, па-па-па);
- он не всегда откликается, когда Вы зовете (с 6 месяцев);
- Вам очень трудно привлечь внимание своего малыша или наоборот, отвлечь от какого-то дела;
- малыш очень рано пополз (до шести мес.) или наоборот, очень поздно пошел;
- ребенок очень удобен: не плачет, не протестует, не реагирует на дискомфорт;
- Вы не справляетесь с ребенком: он все время капризен, плохо ест, плохо спит без видимых н а то причин, Вам трудно успокоить его;
- жестами не просится на ручки, а к году не пользуется указательным жестом, не использует жесты «Да» и « Нет», «Привет» и «Пока»;
Ребенку от 1 года до 3 лет:
- не смотрит, если Вы обращаете на что-то его внимание;
- он ведет себя так, как будто не слышит Вас;
- он не играет в сюжетные игры: не кормит кукол, не катает машинки и не перевозит на них грузы;
- он совершает необычные движения: пальцами перед глазами, трясет руками, часто встает на носочки;
- не указывает пальцем, если хочет попросить о помощи или обратить внимание на что-то интересное;
- он не интересуется другими детьми;
- не отзывается на имя;
- не улыбается в ответ на Вашу улыбку;
- не смотрит Вам в глаза, когда вы говорите, играете или одеваете его;
- он не пытается копировать Ваши действия;
- не пытается привлечь Ваше внимание к себе или игрушке, которая понравилась;
Ребенку исполнилось три:
- он не выражает удовольствия от общения (игры) со взрослыми и сверстниками
- до сих пор не разговаривает
ИЛИ
- речь имеет странные интонации (необычно громкая, неравномерная, монотонная и т.д)
- в речи копирует Ваши фразы или последнее слово из фразы (особенно при ответе на вопросы)
- часто использует странные высказывания, фразы из мультиков
- не рассказывает и не отвечает на вопросы о событиях, произошедших за день
- редко или никогда не выражает интереса к чувствам других, не понимает их эмоций
- в общении редко меняет выражение лица, в основном при выражении сильных эмоций
- ему трудно фантазировать и выполнять творческие задания
- проявляет необычный интерес к игрушкам или предметам: обнюхивает, облизывает, постоянно что-то носит в руках, трясет и т.д.
- совершает странные движения руками, щелкает пальцами, странно передвигается, подпрыгивает, когда радуется и т.д.
- щипает, кусает себя, рвет на себе волосы или бьется головой о стену или пол, очень громко кричит
- делает в отношении Вас что-то такое, что Вам категорически не нравится: щипает, кусает, пинает, дергает за волосы, давит на глаза, лижет, нюхает, требует потрогать мамину грудь и т.д.
Учитель - дефектолог, специалист по сенсорной интеграции,
методист регионального ресурсного центра по поддержке образования лиц с ментальными нарушениями,
в том числе с расстройствами аутистического спектра ГБУПК «ЦППМСП»
Нелюбина Анна Ивановна