Проблемы и последствия распространения кибербуллинга в современном мире

Главная / Статьи / Родителям / Проблемы и последствия распространения кибербуллинга в современном мире

Стремительное развитие информационных технологий обуславливает появление новой культурной среды и возникновение новых коммуникативных связей, что обусловило так называемую проблему кибербуллинга. Данная проблема, к сожалению, не имеет границ и на сегодняшний день охватила все страны мира.

Цель кибербуллинга нанести жертве определенный психологический ущерб, но это не исключает соответствующих физических последствий в будущем. Атака на жертву происходит через электронную почту, социальные сети, общение через СМС путем отправки текстовых сообщений или изображений.

Одним из самых популярных видов кибербуллинга считается флейминг (происходит в чатах, на форумах, в дискуссионных группах в социальных сетях).

Наиболее известен трагический случай с 13-летним мальчиком, одноклассники в социальных сетях распространяли слухи о том, что он нетрадиционной сексуальной ориентации. Уже после его смерти отец нашел в компьютере переписку с девушкой, которая встречалась с данным мальчиком, а затем, прочитав о нем в Интернете, разорвала с ним отношения и выставила в общий доступ все их письма [2].

Другим видом кибербуллинга считаются «приступы» или другими словами постоянные изнурительные атаки. Нападками принято считать направление большого количества оскорбительных сообщений в текстовой форме или изображения на жертву. Эти «приступы» характеризуются большей длительностью и односторонностью. В данном случае необходимо выделить также и грифинг, существующий в чатах, онлайн-играх и т.д. Целью гриферов не победа в игре, а разрушение игрового опыта других лиц.

«Оговорка» по праву признана третьим видом кибербуллинга, она включает в себя распространение ложной унизительной информации о самом лице или его близких. Для распространения клеветы создаются специальные сайты или страницы в социальных сетях, на которых размещаются шутки, клевета с целью юмора.

«Самозванство или имперсонализация» является еще одним видом кибербуллинга. Его суть состоит в том, что преследователь выставляет себя в роли жертвы, используя ее логин и пароль в социальных сетях, а впоследствии начинает отрицательно относиться к ней. Самозванство реализуется, когда с социальной страницы лица без его ведома отправляются позорные сообщения его друзьям, близким, знакомым, коллегам по работе. Как следствие, лицо начинает получать гневные сообщения с оскорблениями в свой адрес. Особенно опасна ситуация, когда преступник направил провокационные сообщения тем лицам, которые имели ранее конфликты с жертвой.

Последним видом является - обман, заключающийся в разведке конфиденциальной информации и ее распространении – получение персональной информации в диалоге с лицом, а затем передача этих данных в сеть Интернет тем, кому она не предназначалась.

Одним из ярких примеров стал случай, когда одноклассники использовали цифровую камеру, чтобы разместить в сети видео 15-летней девушки, где был создан сайт, на котором говорилось о ее чрезмерном весе и дате предстоящей смерти. Благодаря своевременной помощи, этот случай не привел к трагическим последствиям. Через аналогичный сайт, постоянные письма и телефонные звонки, которые получала девушка о том, что она нетрадиционной сексуальной ориентации (причем, отправленные из ее электронных почтовых ящиков со сломанными паролями), девушка по этой причине несколько раз поменяла школу.

Аналогично, 16-летний юноша вынужден был стать заложником в собственном доме, что спровоцировало попытку суицида в результате кибербуллинга, который начался из-за его конфликта с группой ребят в школе. Мультиформы буллинга включали: ночные звонки-шутки, кампанию слухов в чатах, оскорбительные текстовые сообщения, молчаливый террор (бойкот) в школе [1].

Основными причинами кибербуллинга являются: недостаток внимания, низкая самооценка и низкий социальный статус личности.

Следовательно, одной из причин возникновения кибербуллинга является низкая самооценка обидчика. Унижая жертву в Интернете, лицо таким образом самоутверждается и чувствует себя увереннее.

Следующей причиной можно считать неустойчивое положение в обществе. Это значит, что преступник ищет способ утвердиться за счет жертвы. Эта причина тесно связана с предыдущей.

Третьим фактором является то, что лицо в прошлом могло быть жертвой кибербуллинга или другого преступления, психологическая травма от которого осталась в душе. Одним из подвидов этого фактора является буллинг – угнетение личности в реальном мире. Жертва после такого воздействия, в большинстве случаев «закрывается в себе» и не может оказывать негативное влияние на людей в реальном мире, поэтому начинает действовать через Интернет.

Для противодействия кибербуллингу обязательно необходимо сообщить об этом взрослым и выработать совместный план действий. Если ситуация является критической, то подключить психолога для выработки стратегии оказания помощи по снижению негативных реакций и последующему решению проблемы.

Пять полезных правил противодействия кибербуллингу, с которыми нужно познакомить детей:

1) Не спеши. Не спеши, не выплескивай свой негатив в киберпространство. Важно договориться с ребенком, чтобы он не отвечал на уязвимые сообщения до того, как посоветуется со взрослыми. Старшим детям предложите правило: перед тем, как писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, снизить раздражение, злость, обиду, гнев. Поднятые одним негативным «постом» (сообщением) волны могут привести к совершенно неожиданным трагическим последствиям, которые бывает очень трудно исправить, а иногда и невозможно. Поэтому конфликты и несогласия с наименьшими затратами решаются лично, «в реале».

2) Строй свою репутацию. Строй собственную онлайн-репутацию, не провоцируйся иллюзией анонимности. Хотя киберпространство и предоставляет дополнительные возможности почувствовать свободу и раскованность благодаря анонимности, ребенку нужно разъяснить, что существуют способы узнать, кто именно отправил сообщение, кто стоит за определенным ником (анонимным псевдонимом). В виртуальном пространстве, как и в реальном, действует золотое правило: действуй в отношении других так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

3) Уважай факт. Сохранять подтверждение факта нападений. Нужно разъяснить ребенку: если его неприятно поразило какое-то сообщение или картинка на сайте (фото, видео, что-либо), правильная реакция – выключить экран (чтобы остановить негативное воздействие, но не компьютер!) и немедленно обратиться к родителям за советом. Старшие дети могут сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться с родителями в удобное время.

4) Игнорируй с умом. Часто можно услышать мнения вроде «Самая эффективная борьба с троллингом-игнор», «не кормите троллей, они питаются вашими эмоциями». Это уместная позиция, однако ее нельзя и переоценивать. Лучше всего сохранять продуманный баланс, понимая диапазон эффективности и уместные границы каждого из способов реагирования на проблему.

5) Возможна временная блокировка. Программы, которые обеспечивают мгновенный обмен сообщениями, имеют возможность временного отключения можно заблокировать получение сообщений с определенных адресов, даже изменить телефонный номер. Пауза в общении разрушает взаимоусиливаемые автоматизмы кибербуллинга, особенно если он мотивирован бегством буллеров от скуки и не сопровождается буллингом в реальной жизни.

Список литературы:
Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. № 1 (50). С. 80-87.
2. Кирюхина Д.В. Кибербуллинг среди молодых пользователей социальных сетей // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 3. С. 53-59.


Щекин Александр Сергеевич,
Руководитель Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»,
Киберконсультант Верещагинского городского округа

Проблемы и последствия распространения кибербуллинга в современном мире
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
Мы в соцсетях: