В современной действительности мы не представляем свою жизнь без смартфонов. А наши дети зачастую умеют пользоваться гаджетами лучше нас и учатся этому с ранних лет. Нельзя сказать, что это хорошо, и многие родители против того, чтобы дети «сидели в телефоне». Но чаще происходит так, что в долгих очередях, в дороге и даже дома, пока мама занята, ребенку вручают смартфон или он сам его берет и играет, либо смотрит различные видео, которые сам же и находит. Я предлагаю заменить «что-то там» на более полезное. Но помните, что максимальное количество времени, проведенное со смартфоном, не должно превышать получаса в день. Все-таки живое общение ребенка с родителями и сверстниками, игры на свежем воздухе не заменит никакой даже самый дорогой и функциональный гаджет. А игры, о которых пойдет речь ниже, впоследствии можно перенести в реальную жизнь и на бумагу, убрав смартфон окончательно.
Особенности речевого развития детей 5-7 лет.
с 5-6 лет ребенок:
• расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
• может составить рассказ по картинке;
• применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
• использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
• разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
• чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.
Формирование навыков звукового анализа. При соответствующем обучении ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой предпосылкой обучения грамоте. Словарный запас. После пяти лет словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее.
Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
Грамматический строй речи. Дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу - хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, карандаши — нет карандашов) и так далее.
Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
В 6-7 лет дошкольники:
• используют в речи от 3500 слов;
• разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
• склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
• любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.
Фонематический слух. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха. По мнению выдающегося русского педагога К.Д. Ушинского, «хороший, ясный выговор слова такой, чтобы каждый из звуков, составляющих слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главные основания правописания».
Формирование навыков звукового анализа. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове. Надо отметить, что без участия взрослых эти очень нужные умения могут совсем не сформироваться.
Словарный запас. Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету, тем более существует большой разрыв в количественном отношении у детей с разным речевым развитием: есть дети, обладающие богатейшим словарным запасом, очень осведомленные в разных областях знаний, и дети, чей словарь очень беден и ограничивается бытовой тематикой.
Грамматический строй. Практической грамматикой дошкольники уже овладели, ошибки могут оставаться в употреблении форм, являющихся исключениями: некоторые глагольные формы спряжений (ехать — ехают); несклоняемые существительные (в пальте) и другие речевые ошибки, характерные не только для дошкольников, но встречающиеся и в речи взрослых людей, так как являются объективно трудными для усвоения формами.
Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.
Обзор игр:
Бардасова Ираида Владимировна
учитель-логопед ГБУПК «ЦППМСП»