Одиночество ребенка – норма?

Главная / Статьи / Родителям / Одиночество ребенка – норма?

Что такое одиночество, откуда оно приходит? Случается одиночество в жизни каждого человека или приходит только к избранным? Насколько это страшно или это состояние, с которым можно справиться? Каждый из нас хотя бы раз в жизни задавал себе эти вопросы.

Одиночество — это чувство. Как и все другие чувства, оно зависит он нашего восприятия жизненной ситуации. Если посмотреть на чувство одиночества с формальной точки зрения, то получается, что оно возникает, когда мы находимся в изоляции, то есть одни. Но это не совсем так. Каждый день нас окружают десятки и сотни людей, мы ходим на работу, в магазины, общаемся с коллегами, но, тем не менее, иногда это не мешает человеку чувствовать себя одиноким. Да, в процессе повседневной жизни мы забываем порой о чувстве одиночества, не испытываем его, как и многие другие чувства до определенной ситуации. Как правило, чувство одиночества обостряется в выходные и праздничные дни, когда работа и домашняя суета уходит на второй план, и мы оказываемся предоставленными сами себе и вот в этот самый момент возникает синдром ненужности. Как с этим справиться? У взрослых для этого имеется несколько путей: идут в клубы, едут в гости, играют в компьютерные игры, употребляют алкоголь, и все это с единственной целью - убить свободное время и не чувствовать одиночества.

А как быть ребенку?

Потребность в общении, в эмоциональной близости — одна из главных для любого человека, тем более для ребенка. Всем родителям хочется, чтобы у их малышей еще в детстве появились настоящие друзья. Но что делать, если у ребенка не получается завязывать дружеские отношения? Бывает, что в компании сверстников выделяются дети, которые играют или занимаются своим делом одни — так они неосознанно выбирают для себя свою зону комфорта. Они не одиноки. Если человеку комфортно находиться с собой, то это не одиночество. Но если хочется общаться, а не с кем – вот тогда беда. Первые ощущения, связанные с чувством одиночества, приходят к детям в периоды, когда вокруг вдруг все меняется, из привычного круга общения уходят близкие люди или меняются какие-то ситуации в жизни (переезд, смена школы, переход из садика в школу, поездка в лагерь). Но наиболее остро — во время конфликтов, возникающих в незнакомом коллективе.  Именно в это время родители должны сделать все, чтобы научить детей делиться своими переживаниями, эмоциями, чувствами, потому что только это умение способно защитить ребенка от невроза и одиночества в кругу сверстников. Ребенок должен понимать и знать, что он очень нужен своим родственникам, что для них важны его интересы, фантазии, мечты и чувства.

        Одиночество – явление многогранное, и лишь одна из граней имеет положительную сторону: определенный с раннего детства склад характера ребенка. Таким детям комфортно наедине с собой и отсутствие общения является их добровольным выбором. Все остальные грани – это драматичная история. Давайте рассмотрим некоторые причины данного явления.

1. Одиночество дома. Родителям некогда, они заняты работой, либо домашними делами, на просьбу ребенка «поиграть с ним», либо вместе погулять – отвечают категоричным отказом, в результате чего у ребенка складывается комплекс ненужности для своих самых близких людей. Конечно, ребенку впоследствии будет очень нелегко установить контакт с окружающим миром. У ребенка не наступило бы такого гнетущего одиночества, если бы за его спиной была любящая семья.

2. Выбор друзей и знакомых. Нередко родители подталкивают ребенка к одиночеству тем, что всегда критикуют его друзей, а еще хуже – сами выбирают с кем ребенку дружить или общаться. Но ребенок – самостоятельный человек, и он не хочет общаться с навязанными людьми, в результате чего наступает одиночество.

3. Отделение ребенка от коллектива. Чаще всего это проявляется в том, что родители интересы коллектива(класса) ставят намного ниже разных дополнительных занятий (нагрузок) ребенка. Получается, что пока коллектив сверстников занят каким-то общим делом – Ваш ребенок занимается какими-то дополнительными индивидуальными занятиями отличными от занятий детского коллектива. Таким образом, разрушаются социальные связи на стадии их становления.

4. Несформированные навыки общения. Дети не умеют общаться: они грубы, не умеют уступать, делиться, играть. Сверстники избегают общения с такими ребятами.

Как помочь ребенку?

     Главное – это проявите чуткость. Постарайтесь понять, что происходит с Вашим ребенком именно сейчас: он не нуждается в общении или сверстники не принимают его. Сделайте это осторожно, наблюдая за ребенком, разговаривая с ним. Обратите внимание на его самооценку. Если ребенок рассказал Вам о своей проблеме, то не спешите ее решать вместо него, попробуйте это сделать вместе с ребенком, проявляя к тому самый искренний интерес. Начните с самооценки ребенка. Только уверенность ребенка в том, что он сам может решать свои проблемы, поднимет его на более высокую ступень, а следовательно и поднимет его самооценку, только не забывайте, что процесс этот сложный и длительный. 

Расскажите о себе: о своих близких друзьях, о том, как строились Ваши с ними отношения, о том, кто такие друзья настоящие, а кто мнимые, расскажите о том, как познакомились со своей второй половинкой и почему половинки стали одним целым. Расскажите о дружбе и любви, как самых больших ценностях в жизни любого человека.

Подумайте о возможных друзьях. Наверняка в классе, во дворе, в танцевальной группе есть дети, которые симпатичны ребенку, он тянется к ним, но нет возможности дружить. Подумайте, как начать дружбу: пригласить в гости, подвезти до дома, поделиться угощением. Дружба подразумевает отдачу. Поддержите инициативу ребенка. 

Учите ребенка общаться, покажите ему, что если он станет интересным не только для себя, но и для своих сверстников, то у него обязательно появятся друзья и чувство одиночества уже не накроет его со всей силы.

Любите и уважайте своего ребенка, слушайте и слышьте его, общайтесь с ним, воспитывайте уважительное отношение к окружающим его людям и тогда Ваш ребенок будет точно знать, что любые жизненные трудности преодолимы, потому что он не одинок.

Нет, одиночество ребенка – это не норма, эта та субстанция, которую можно и нужно менять.

Карелина Ольга Михайловна

Педагог-психолог Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»

Одиночество ребенка – норма?
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
обратная связь
Мы в соцсетях: