Травля, также буллинг (от англ. Bullying – запугивание, травля, задирание) – разновидность насилия; длительное (повторяющееся) физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы, которые имеют определенные преимущества (физические, психологические, административные и т. п) относительно индивида, и которое происходит преимущественно в организованных коллективах с определенной личной целью (например, желание заслужить авторитет).
От буллинга страдают и агрессоры, и жертвы. Все они переживают эмоциональные проблемы, не умеют строить отношения с людьми, имеют проблемы психоэмоционального развития. Они будут нуждаться в поддержке взрослых, которые помогли бы им развить здоровые отношения с людьми не только в школе, но и на протяжении всей их дальнейшей жизни.
Жертвы буллинга переживают тяжелые эмоции-чувство унижения и стыд, страх, отчаяние и злость.
Буллинг крайне негативно влияет на социализацию жертвы:
–
НЕАДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ – заниженная самооценка, комплекс неполноценности, беззащитности;
–
НЕГАТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СВЕРСТНИКОВ – отстранение от общения, одиночество, частые прогулы в школе;
-
НЕАДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ - повышенная тревожность, разнообразные фобии, неврозы;
–
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – склонность к правонарушениям, суицидальные намерения, формирование алкогольной, табачной или наркотической зависимости.
В учреждениях образования должны защищать детей во время образовательного процесса от любых форм физического и психического насилия, буллинга (травли), унижения чести и достоинства, дискриминации по любому признаку, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, предотвращать употребление ими и другими лицами на территории учреждений образования алкогольных напитков, наркотических средств, другим вредным привычкам.
Педагогическим работникам и руководителям учебных заведений следует внимательно относиться ко всем случаям буллинга, сообщать о них, внимательно рассматривать заявления, обеспечивать принятие мер по противодействию буллингу, разрабатывать планы, публиковать их на сайтах и своевременно информировать органы полиции и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Руководитель учреждения образования должен обеспечивать создание в учреждении образования безопасной образовательной среды, свободной от насилия и буллинга (травли), он также:
- будет рассматривать заявления о случаях буллинга (травли): от учеников, их родителей, законных представителей, других лиц и выдает решение о проведении расследования;
- созвать заседание комиссии по рассмотрению случаев буллинга (травли) для принятия решения по результатам проведенного расследования и принимать соответствующие меры реагирования;
– обеспечивать выполнение мероприятий для предоставления социальных и психолого-педагогических услуг учащимся, которые совершили буллинг, стали его свидетелями или пострадали от буллинга (травля).
Большинство авторов указывают, что лица, вовлеченные в буллинг, исполняют разные роли:
- буллеры-ученики, имеющие социальный вес или наделенные большей физической силой, с высоким потенциалом агрессивности, направленной на других учеников, учителей;
- жертвы-ученики, которые являются объектами издевательств. Эта категория дополнительно разделяется на покорных и агрессивных жертв. Агрессивная жертва обладает теми же качествами, что и обидчик. Они совершают агрессивные действия в отношении других лиц и одновременно являются жертвами буллинга;
- наблюдатели – свидетели - ученики, наблюдающие за буллингом. В свою очередь наблюдателей разделяют на тех, которые оказывают помощь (помогают буллеру, но непосредственно не осуществляют агрессивных действий, призывают к дальнейшему насилию сверстников, которые их окружают); усилителей (играют лишь незначительную роль в буллинге, например, они могут смеяться над образами обидчика);
– аутсайдеры (случайные наблюдатели, которые совсем не принимают участия в буллинге, но являются свидетелями); ответчики (непосредственно привлечены для защиты или утешения жертвы после издевательств).
Школам рекомендовано регулярно проводить мониторинг ситуаций общения учащихся на предмет выявления буллинга. Это поможет определить эффективные меры, направленные на искоренение такого поведения. Цели внедрения антибуллинговых школьных мероприятий следующие:
– предупредить или остановить вредное поведение, которое направлено на причинение вреда другому;
– реагировать на случаи буллинга разумно, адекватно (педагогам и психологам нужно применять профессиональные знания и внимательно относится к каждому ребенку);
- защищать учеников, которые становятся жертвами буллинга, помогать им в преодолении негативных последствий буллинга;
– применять дисциплинарные наказания к ученикам, которые инициируют буллинг и помогать им сделать правильные выводы о недопустимости подобного поведения и собственной ответственности за свои действия.
Большое внимание уделяется превентивным мерам, а именно:
– эффективном управлении школой, когда четко делается акцент на недопустимости буллинга;
– использованию учебных возможностей с целью предупреждения буллинга;
- организация социальных мероприятий в соответствии со школьным календарем внеклассных событий, направленных на повышение осведомленности учащихся по вопросам, связанным с буллингом и предупреждение его случаев.
Таким образом, буллинг – явление, которое может возникнуть в организованных, устойчивых детских коллективах, влияет и касается всех его участников, приводя к нарушению учебно-воспитательного процесса в школе, вызывает длительные последствия для личности, иногда отдаленные во времени. Поэтому возникает острая потребность осознания того, что эта проблема есть, в подготовке специалистов с определенными теоретическими знаниями, специальными умениями, навыками для выявления, предупреждения и преодоления такого негативного социально-психолого-педагогического явления, как буллинг.
Щекин Александр Сергеевич,
Руководитель Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»,
Киберконсультант Верещагинского городского округа