Конфликт и буллинг: где проходит граница?

Главная / Статьи / Родителям / Конфликт и буллинг: где проходит граница?

Советы, которые помогут учителям научиться отличать конфликт от буллинга.

 Иногда мы думаем, что «буллинг» и «конфликт» – тождественные понятия. Это не так! Если грамотное решение конфликтных ситуаций помогает детям освоить необходимые социальные навыки, то буллинг нельзя назвать «обрядом», который способен сделать учеников сильнее. Эта травля, делающая детей более жестокими, травмирует их психику и может иметь серьезные последствия. Конфликт - нормальная часть динамики группы, а буллинг – патология ее развития.
Учителя должны научиться дифференцировать травлю и конфликты, и уметь правильно реагировать на них. Если учитель путает хулиганство, дружескую насмешку или поддразнивание одноклассников с буллингом, это может плохо отразиться на взаимоотношениях в классе. Как именно?
Например, если ученики что-то не поделили, им могут сказать что-то вроде «это буллер, не стоит тебе с ним дружить», или «не прощай его, он не случайно так делает». В таком случае каждая из конфликтующих сторон так и не научится конструктивно вести диалог. Тот, кого обвиняют, и тот, кто пострадал, постепенно теряют доверие к миру: первого не понимают и считают агрессором, хотя он отстаивал собственные интересы, тогда как второй считает себя жертвой. Именно поэтому мы советуем педагогам сначала разобраться в ситуации, а уже потом вмешиваться. Это один из самых важных моментов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нередко выявить случаи насилия в учебном заведении трудно. Это связано с тем, что обидчики и наблюдатели действуют в тех местах, где контролировать их сложно, или вообще невозможно (коридоры, туалеты, раздевалки, двор и тому подобное). Еще буллинг может происходить вне территории учебного заведения (по дороге домой, во время школьных экскурсий и тому подобное) или в соцсетях. Потерпевший и наблюдатели, как правило, никого не сообщают о случаях буллинга через страх признаться, или чтобы их не считали «ябедником». Учителя должны систематически интересоваться делами своих воспитанников, чтобы было легче выявить подозрительное поведение кого-то из класса и остановить буллинг на его ранних проявлениях.
Уметь отличать конфликт от буллинга должны не только учителя, но и ученики. Довольно часто наблюдатели буллинга оправдывают свое невмешательство тем, что считали это конфликтом или невинными шутками. «Ликбез» по буллингу и мероприятия по воспитанию толерантности – действенные формы профилактики травли.

ПРИЗНАКИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Когда возникает конфликт, каждая его сторона имеет баланс силы (относительное равенство физических сил) или власти в отношениях (нет доминирования, каждая сторона способна одинаково влиять на процесс конфликта).
• Примерно одинаковая эмоциональная реакция обеих сторон на конфликт.
• Часто после конфликта каждая сторона испытывает угрызения совести и берет всю ответственность за свои поступки на себя.
• Дети пытаются найти общий язык, чтобы улучшить отношения.
• Конфликты случаются время от времени, обычно они не являются серьезными или эмоционально вредными для детей.
• Конфликты, как правило, случайны, обе стороны не имеют злого умысла.
• Конфликт не заставляет человека чувствовать себя плохо из-за того, кем он является.
• В разрешении конфликта дети не применяют тактику запугивания.
• Дети, ставшие участниками конфликта, часто играют вместе.
• Конфликт происходит из-за недопонимания обеих сторон.
• За поведением стоит желание каждой из сторон отстоять свое мнение.

Примечание. Иногда бывает так, что ребенок длительное время дружит с одноклассниками, а потом начинает конфликтовать с ними.

ПРИЗНАКИ БУЛЛИНГА (ТРАВЛИ)
• Имеются следующие стороны: булер (агрессор / обидчик), потерпевший (жертва буллинга) и наблюдатели. Как правило, буллер выбирает одну жертву.
• Власть обеих сторон распределена неравномерно: буллер доминирует над жертвой. Силы агрессора и жертвы неравны.
• Участники буллинга постоянно враждуют и редко (или вовсе) не играют / не общаются вместе.
• Психическое или физическое насилие - спланированное и целенаправленное повторяющееся действие.
• Буллер действует умышленно и сознательно.
• Несет серьезную угрозу для физического и психического здоровья жертвы.
• У жертвы наблюдается бурная негативная эмоциональная реакция, тогда как буллер получает удовольствие.
• За поведением буллера стоит стремление к контролю, доминированию над другим человеком или материальная заинтересованность. Агрессор стремится сделать жертве больно, запугать, унизить, оскорбить, преследовать, угрожать.
• Последствия буллинга: подчинение поведения жертвы интересам агрессора, тревожность, плохая самооценка и социальная изоляция пострадавшего.
• Буллер не испытывает угрызений совести за свое поведение и есть привычка обвинять других в собственных действиях.
• Буллер стремится самоутвердиться за счет жертвы.
• Агрессор не прикладывает никаких усилий для решения проблемы.
• Если взрослые попросят агрессора извиниться перед жертвой, он будет мстить пострадавшему, когда никого нет рядом.
• Распространенные формы буллинга: физический (подножки, удары, драки, нанесение телесных повреждений), психологический (унизительные взгляды, жесты, оскорбительное мимика, распространение слухов, игнорирование, угрозы, манипуляция и шантаж), экономический (кражи, повреждения одежды или личных вещей, вымогательство денег), сексуальное насилие (оскорбления сексуального характера, съемки во время переодевания, сексуальные угрозы и т. п) и кибербуллинг (унижение с помощью интернета).
• Буллинг часто направлен на людей с инвалидностью, с другой религией или другой сексуальной ориентацией, определенными внешними или поведенческими особенностями. Еще распространен буллинг, связанный с расовой дискриминацией.
• Интересно то, что случаи буллинга чаще встречаются в общеобразовательных школах, где учеников объединяют формально (по возрасту), и менее распространены в музыкальных или художественных школах, где детей объединяют по общим интересам.
• Для буллинга характерен виктимблейминг (обвинение жертвы в ситуации насилия).
Что делать, если ребенок рассказал вам о неприятной ситуации, а вы не уверены, буллинг это, или конфликт? Советуем задать несколько вопросов для уточнения:
• Ученик / ученица был / была раньше жертвой чужого агрессивного поведения?
• Насколько сильно переживает ребенок относительно агрессивного поведения к нему, знает ли, как себя защитить?
• Сложно ли ребенку самостоятельно остановить агрессивное поведение обидчика?

Если ребенок утвердительно ответил хотя бы на один из вопросов, скорее всего, он говорит о буллинге!

Буллинг никогда не прекращается сам по себе. Пострадавшему должны помочь учителя, родители, психолог, полиция и свидетели.
Конфликт и буллинг: где проходит граница?
Возврат к списку

Сервисы:
поиск
карта сайта
обратная связь
Мы в соцсетях: