Вопрос домашнего насилия, его последствий для жертвы и общества в целом, остается актуальным практически для всех стран мира. 2021 год, с учетом его сложных социально-экономических условий, связанных с пандемией коронавирусной болезни (COVID-19), когда значительная часть трудоспособного населения была вынуждена соблюдать карантинные ограничения, а также была лишена основного дохода, негативно повлиял на микроклимат в семьях и лишь усугубил ситуацию с домашним насилием. На фоне таких кризисных периодов, создают дополнительную психическую нагрузку на всех членов семьи, повышенного риска жестокого обращения и эксплуатации подвергается наиболее уязвимая категория – дети и молодежь.
Несмотря на то, что домашнее насилие, в том числе в отношении несовершеннолетних членов семьи, в большинстве случаев ассоциируется лишь с применением физической силы, содержание такого понятия значительно шире и охватывает объемный спектр разнообразных противоправных действий, которые могут совершаться как путем действия, так и бездействия.
Экономическое насилие можно определить, как форму домашнего насилия, включающего умышленное лишение жилья, еды, одежды, другого имущества, денежных средств или документов или возможности пользоваться ими, оставление без присмотра или попечительства, препятствование в получении необходимых услуг по лечению или реабилитации, запрет работать, принуждение к труду, запрет учиться и иные правонарушения экономического характера [2].
Экономическое насилие над несовершеннолетними членами семьи прежде всего совершают лица, которые концентрируют в своих руках доходы семьи: свою заработную плату, заработную плату другого члена семьи, пенсии родителей, стипендии детей и другие виды доходов. Кроме того, к такому виду насилия чаще всего склонны лица, являющиеся единственными или основными «кормильцами» в семье, а потому они считают, что имеют право на распределение семейного бюджета, определение приоритетных расходов, финансовые наказания или поощрения, экономическое ограничение способа проживания и тому подобное.
Экономическое насилие в отношении ребенка является особенно опасным, поскольку его следствием может стать физический или эмоциональный вред различной степени, что, в свою очередь, может привести к серьезной травме или даже к смерти. В таком случае экономическое насилие ярко проявляется через такую категорию как пренебрежение – хроническую неспособность родителей или лиц, осуществляющих уход, обеспечить основные потребности ребенка в соответствующем ему возрасте заботе, в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и другое [3]. Это отношение является результатом безответственности взрослых. Оно варьируется от случаев, когда родители оставляют ребенка одного дома без ухода, пока они заняты, до тех случаев, когда ребенок остается без ухода, а родители уезжают на выходные или праздники. Худшим вариантом является ситуация, когда лицо, ответственное за ребенка, не делает того, что нужно для обеспечения его здоровья, безопасности и физического развития. Например, когда ребенок голодает или содержится в холодном помещении, когда у него нет одежды, возможности учиться и тому подобное. Особая опасность экономического насилия заключается в том, что ребенок, в силу своего возраста, а следовательно, особенностей своего умственного и физического развития, не способен должным образом, а часто и вовсе осознать, что над ним происходит экономическое насилие.
Пренебрежение потребностями детей — это отсутствие надлежащего обеспечения потребностей ребенка в еде, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, что обусловлено как объективными причинами (бедность, психические болезни, неопытность), так и в их отсутствии [1].
Ненадлежащий уход, пренебрежение потребностями детей чаще всего проявляют женщины (61%), чем мужчины (39%) [1].
Пренебрежение нуждами детей может касаться таких сфер:
• ФИЗИЧЕСКОЙ (отсутствие необходимой пищи, жилья, одежды, должного ухода);
• МЕДИЦИНСКОЙ (отсутствие медицинского ухода);
• ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (отсутствие учебы, заботы об удовлетворении потребности в образовании);
• ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ (недостаток внимания к эмоциональным потребностям ребенка, отсутствие психологической поддержки, разрешение употреблять алкоголь, наркотики или быть в составе группировок с делинквентным поведением).
Экономическое насилие над ребенком в семье - умышленное лишение ребенка жилья, еды, одежды и другого имущества или средств, что может привести к его смерти, вызвать нарушение его физического и психического здоровья. Характерным проявлением злоупотребления потребностями детей является отсутствие надлежащей родительской заботы, заведомая несостоятельность или неспособность обеспечить основные потребности и базовый уход, которые необходимы для полноценного физического, эмоционального и интеллектуального развития [4].
Экономическое насилие в отношении ребенка - действия как одного, так и обоих родителей, которые заключаются в:
• НЕУДОВЛЕТВОРЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЕНКА;
• ОТКАЗЕ ИЛИ ЗАДЕРЖКЕ В ВЫПЛАТЕ АЛИМЕНТОВ;
• ПОЛНОМ ОТКАЗЕ РЕБЕНКУ В ДЕНЬГАХ;
• КОНТРОЛИРОВАНИИ РЕБЕНКА С ПОМОЩЬЮ ДЕНЕГ;
• ОТКАЗЕ РЕБЕНКУ В ПОДДЕРЖКЕ;
• ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕБЕНКА КАК СРЕДСТВА ТОРГА ПРИ РАЗВОДЕ;
• НАВЯЗЫВАНИИ РЕБЕНКУ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОГРАНИЧЕННОГО СПОСОБА ПРОЖИВАНИЯ БЕЗ ДОСТАТОЧНОГО ДЛЯ ЭТОГО НУЖДЫ;
• ПРИНУЖДЕНИИ РЕБЕНКА ТРУДНО РАБОТАТЬ ИЛИ ПОПРОШАЙНИЧАТЬ.
К экономическому насилию над ребенком относится и временное или полное оставление его без ухода или заботы, препятствование в получении необходимых услуг по лечению или реабилитации, отдыха и тому подобное.
Типичными разновидностями экономического насилия в отношении детей, являются:
• ТРУДОВАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ РЕБЕНКА, которая препятствует или делает невозможным получение им образования и ставит под угрозу его жизнь, здоровье, нормальное физическое и психическое развитие;
• ПРИНУЖДЕНИЕ РЕБЕНКА К ПРОТИВОПРАВНЫМ ДЕЙСТВИЯМ в экономической сфере (кража, попрошайничество и т.д.);
• ЛИШЕНИЕ (угроза лишения) ЖИЛЬЯ И ДЕНЕЖНОГО СОДЕРЖАНИЯ, на которое ребенок имеет законное право (жилой площади родителей, алиментов, пенсии, стипендии и т.д.);
• ОТНЯТИЕ ДОКУМЕНТОВ, без которых ребенок не может продолжить обучение или устроиться на желаемую для него работу;
• СУЩЕСТВОВАНИЕ ЗА СЧЕТ РЕБЕНКА (присвоение пенсии ребенка-инвалида, принуждение к сбору бутылок или поиска пищи, или одежды на помойке и др.);
• ЛИШЕНИЕ РЕБЕНКА НАДЛЕЖАЩИХ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ И ПИТАНИЯ. При этом отказ выполнять потребности ребенка (новый телефон, модный прибор) не является экономическим насилием. Нельзя также относить к экономическому насилию и процесс привлечения родителями детей к труду (которая должна быть посильной для ребенка) с целью формирования у него навыков трудовой деятельности и трудолюбия.
Таким образом, экономическое насилие в отношении детей является одним из проявлений пренебрежительного отношения в семье, построенных на дискриминации и игнорировании интересов со стороны взрослого члена семьи по отношению к несовершеннолетнему (малолетнему) с целью установления власти и контроля над ним.
Для того, чтобы помочь ребенку, пострадавшему от экономического насилия, необходимо:
1. Проработать с ребенком страхи, чувства ненависти и отвращения, а также различного рода переживания, поскольку очень часто несовершеннолетний не может выразить все чувства словами, именно поэтому в ходе диагностики важно применять и сочетать между собой разные элементы арт-терапии (рисование, прослушивание музыки);
2. Организовать психологическую работу с ребенком, связанную с его отношением к себе, другим людям, собственному будущему, получением позитивного опыта безопасного взаимодействия со взрослыми, часто противоположного тому, который он получает в семье, навыков в разрешении трудных ситуаций, в первую очередь ситуаций домашнего насилия и т. п.
3. Проработать ближайшее социальное окружение ребёнка (в первую очередь, с родителями) по развитию навыков ненасильственного воспитания, эмоциональной поддержке и эмпатии
Организовать работу с родителями, необходимо в зависимости от той роли, в которой он выступает в случае совершения насилия над ребенком:
• «НЕВИНОВНЫЙ» - не принимал участие в насилии и прямо не знал о фактах;
• «НЕСПОСОБНЫЙ ЗАЩИТИТЬ» - знал о фактах насилия, но оказался неспособен предотвратить эти факты;
• «ВИНОВНЫЙ» - родитель, который непосредственно жестоко обращался с ребенком.
Задачи работы с невиновным родителем:
• предоставить возможность эмоционально отреагировать на произошедшее;
• мобилизовать внутренние ресурсы для дальнейшей помощи себе и ребенку.
Задачи работы с виновными и неспособными защитить родителями:
• выявить мотивы поведения родителей;
• обучить эффективным родительским навыкам;
• помочь родителям осознать собственный травматический опыт, связанный с насилием;
• мотивировать на лечение от химической зависимости, если она имеется;
• выявить психические расстройства и обеспечить доступ к психиатрической помощи.
Список литературы:
1. Наумович Т.В. Экономическое насилие в семейных отношениях: есть или нет? Административно-правовые средства защиты от насилия в семье по законодательству республики Беларусь // В сборнике: Ганза: деловое сотрудничество как ресурс устойчивого экономического развития. Материалы Международной научной конференции. - Псков, 2020. - С. 183-190.
2. Профилактика и коррекция последствий жестокого обращения с детьми в семье [Текст]: методические рекомендации / авт.-сост. Н.Б. Шевченко, О.Ю. Зорина, И.Ю. Добрынина, А.И. Дуракова. – Бийск, 2014. – 247 с.
3. Ростовская Т.К., Безвербная Н.А. Экономическое насилие в семье: формы, индикаторы, последствия, профилактика // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2021. - № 1. - С. 53-64.
4. Сизикова В.В., Родин А.Ю. Домашнее насилие как одна из социально-экономических проблем современного российского общества // В сборнике: Социальная работа в России: проблемы и решения. - Москва, 2019. - С. 349-356.
Щекин Александр Сергеевич,
Руководитель Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»,
Киберконсультант Верещагинского городского округа