Бывает такое, когда можно услышать от своего ребенка: «У всех хорошие игрушки, а у меня плохие» или «Вот у моей одноклассницы смартфон последней версии, а у меня уже старый» или младшая сестра говорит про старшую «Твои вещи красивее, чем мои». Что значат эти слова, что в этом плохого, а что хорошего?
Зависть – чувство достаточно неприятное для человека, чувство, в основе которого лежит эмоция гнева. Зависть — это чувство досады, которое возникает из-за благополучия другого человека, когда он владеет каким-либо вожделенным для завистника предметом, либо в его жизни случилось какое-то хорошее событие. В норме ребенок радуется за своего товарища и одновременно желает повторить его достижения. В таком случае зависть может стать мотивацией хорошо учиться, заниматься спортом, помогать по дому и т. д. Негативный смысл зависть обретает тогда, когда кроме нее перестают существовать другие интересы ребенка. Причины такой крайности — это и зацикленность на материальных благах, и проблемы с самооценкой, и ощущение обделенности из-за недостатка родительского внимания и любви. Если дети живут с завистью они учатся разочарованию.
Какие можно выделить причины детской зависти:
Низкая самооценка является первопричиной для проявления этого негативного чувства. Детям с низкой самооценкой кажется, что они во всем хуже других, и ничего не остается, как завидовать.
Неуверенность в себе мешает им предпринять какие-то действия, чтобы стать лучше, или добиться тех результатов, которые вызывают зависть.
Из двух вышеперечисленных причин появляется неудовлетворенность (обесценивание) того, что имеет сам, обесценивание самого себя.
Пример родителей. Если в семье принято обсуждать других людей, особенно с негативной точки зрения, то и ребёнок подобное поведение принимает за норму.
Какой можно сделать вывод родителю?
Чтобы это недоброе чувство не закрепилось в особенностях личности ребёнка, не отравляло ему жизнь и не толкало на нелицеприятные поступки, в первую очередь, необходимо формировать у ребёнка адекватную самооценку, что приведет к укреплению уверенности в себе, а далее – к принятию себя.
Самое важное в снижении зависти – принять это чувство. Плохих эмоций не бывает. Пояснить, что это не стыдно, так как всем свойственно время от времени злиться, сердиться и, конечно же, завидовать. Важно не поддаться этому чувству, а понять и признать, что ты завидуешь - уже полдела по избавлению от этого неприятного чувства. Не ругайте за проявление чувств, лучше обсудите с ним все ощущения, которые он испытывает в данный момент, пусть выговорится о своей душевной боли. Подобный опыт поможет ребёнку лучше понимать самого себя и разбираться в своих чувствах и реакциях. Что уже является важным шагом к принятию самого себя, а также к повышению самооценки.
Что делать, чтобы сформировать адекватную самооценку у ребенка?
Безусловная любовь. Важно показывать своему ребёнку, что вы его любите просто так, а не из-за каких-либо его успехов.
Избегайте сравнений. Чем больше вы указываете на успехи других детей, тем больше зависти вызываете. Вместо «Аня рисует лучше тебя!» скажите: «Твои рисунки стали лучше!».
Избегайте постоянной деструктивной критики. Старайтесь критиковать конструктивно, объясняя, как добиться лучшего результата. Вместо: «Ты пишешь очень неаккуратно!» скажите: «Попробуй написать буквы, не выходя за строчку».
Подчёркивайте положительные качества детей. Чтобы быть уверенным в себе, маленький человек должен знать свои сильные стороны! Поэтому не забывайте говорить о них. Старайтесь использовать конкретные фразы. Вместо «Ты у меня вообще молодец» скажите: «Ты уже так хорошо читаешь».
Показывайте личный пример. Сами признавайте успехи других людей, на завидуя при этом, а радуясь. Лучше обращать внимание на успехи других взрослых, членов семьи или друзей, а не успехи друзей ребенка, это может быть расценено как сравнение. Видя ваше восхищение, ребёнок поймёт, что у каждого человека свои таланты. Вместо того чтобы говорить мужу: «Неужели ты починил пылесос!», скажите: «Как здорово, что пылесос снова работает, папа очень хорошо умеет чинить технику!»
Мы сами формируем чувство зависти у ребенка, когда постоянно сравниваем успехи и качества с успехами и качествами его сверстников. Такой акцент в воспитании неизбежно приводит к тому, что ребенок начинает завидовать реальным и мнимым успехам других детей, недооценивая свои собственные. Чтобы этого избежать, начинать нужно с самого себя – самому уметь ценить себя, ценить то, что имеете, уважать это.
Список литературы:
1. Каган, Виктор. Черное неудовольствие души / В. Каган // Домашний очаг. – 2002. - № 2. – С. 88-90.
2. Руднева, Лариса. Два цвета зависти / Л. Руднева // Здоровье школьника. – 2009. - № 4. – С. 60-61
Кашина Екатерина Владимировна,
педагог-психолог ГБУПК «ЦППМСП», Ординский филиал