Наша жизнь наполнена различными эмоциями. Так вот агрессии не бывает без эмоции гнева, одной из основных и важнейших эмоций человека. Что же в нашей жизни способствует появлению эмоции гнева.
Возникновению гнева или злости способствует любое ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс. Человек становится раздражительным, вероятность «сорваться» на ком-либо возрастает, или, как говорят специалисты, снижается его порог гнева.
Ограничение физической свободы также является причиной гневной и агрессивной реакции. Уже 4-месячный ребенок, если ему не давать некоторое время шевелить руками, реагирует гневной мимической реакцией, а 7-месячныйспособен установить источник ограничения и выдать агрессию по отношению к этому источнику.
Психологическое ограничение, как и физическое, лишает человека свободы действий. Но возникает несколько позже, когда ребенок уже понимает, что такое запрет и последствия его нарушения. Первым психологическим ограничением в жизни ребенка является «нельзя», которое родители говорят ему при попытках освоить большой и незнакомый мир. И чем старше становятся дети, тем более разнообразными будут эти «нельзя». Вы можете припомнить много ситуаций, когда дети реагировали гневом на различные запреты.
Источником гнева могут стать неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих. Но в данном случае большую роль играют не сами поступки, а их интерпретация человеком. Прежде, чем на кого-то рассердиться, мы возлагаем на этого человека вину. Если ребенок в своих неудачах винит, например: брата или сестру, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.
Сюда же можно отнести оскорбления со стороны значимых взрослых (родители, педагоги). Так, некоторые отцы ошибочно считают, что, унижая самолюбие сына, можно сформировать у него настоящие мужские качества – умение постоять за себя, доказать свою состоятельность.
Следующая причина гнева – это препятствие в достижении цели. Например, человек с головой погружен в решение сложной задачи или старается выполнить работу к намеченному сроку, и если вы обратитесь к нему с посторонним вопросом, то, скорее всего, вызовете гневную реакцию, которая проявится в форме вербальной, а то и физической агрессии.
Кроме того, причиной гнева могут быть определенные эмоциональные состояния. Замечено, например: что в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызвать гнев и агрессию.
Любое ощущение дискомфорта – голод, усталость, стресс.
Ограничение физической свободы.
Психологическое ограничение («нельзя»).
Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих, оскорбления со стороны значимых взрослых (родители, педагоги).
Препятствие в достижении цели.
Определенные эмоциональные состояния.
Ощущения беззащитности и ненужности.
Остановимся более подробно на влиянии семьи в формировании агрессивного поведения.
Существует тесная связь между проявлениями агрессивности и стилями воспитания в семье.
К формированию агрессивных черт личности может привести недостаток любви, заботы, внимания к ребенку в семье, особенно со стороны матери. Ребенок будет использовать различные способы, чтобы компенсировать это. Так как на хорошие поступки ребенка родители обычно не реагируют, то ребенок стремится совершать агрессивные, антисоциальные, которые нарушают эмоциональное благополучие родителей, и на которые они вынуждены реагировать быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), н6о все же эмоции, которых так не хватает ребенку. Ребенок может быть наказан, ему может быть обидно, больно, но он привлек к себе внимание взрослых (причем ребенок это не осознает, как впрочем и взрослые). И постепенно родители сами закрепляют негативное поведение.
Также, если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но зато выпускает свой гнев и агрессию в любой ситуации, когда родителей рядом нет.
К закреплению агрессивного поведения могут привести строгие наказания, принятые в семье. Жестокое наказание за незначительные провинности ожесточает ребенка, и он отыгрывается на других детях.
Кроме того, склонный к суровому наказанию взрослый невольно подает ребенку пример агрессивного поведения. А известно, что дети, часто наблюдающие агрессивное поведение значимых взрослых, перенимают их форму поведения. Помните, что у агрессивных родителей, как правило, вырастают агрессивные дети. Чтобы воспитать желаемое поведение у своего ребенка, следует разобраться со своим собственным.
К закреплению агрессивности как личностной черты приводит также отсутствие всяких наказаний и терпимость к проявлению агрессивности ребенка по отношению к другим детям и взрослым. Например, сын приносит замечание в дневнике, что побил одноклассника. Папа интересуется: «За что?» Ребенок отвечает: «А чего он мою линейку взял». Отец: «Правильно, нечего брать чужое». Мальчик горд: его поступок одобрил отец. В следующий раз он поступит так же, пусть ругают в школе, ведь дома им довольны.
Зольникова Ирина Юрьевна,
Педагог-психолог Кунгурского филиала ГБУПК "ЦППМСП"