Главная / Статьи / Специалистам / Критерии оценки деятельности педагога С(К)ОУ
Новые социально-экономические условия в современном общественном развитии обусловили изменения, происходящие в системе специального образования. Обновление содержания и изменение условий образовательной деятельности, усложнение функций специального (коррекционного) образовательного учреждения (С(К)ОУ) в новых социально-экономических отношениях повлекли за собой значительные преобразования организации педагогического процесса. Наибольшую актуальность представляют в этом свете вопросы оценки качества деятельности педагога С(К)ОУ, так как общепринятые в образовании критерии не в полной мере подходят для педагогов этой категории в связи с особенностями контингента воспитанников и учащихся.
На современном этапе педагогические работники специальных (коррекционных учреждений) основные усилия направляют на социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что, конечно, не может не затронуть качественный показатель деятельности педагогов.
Оценить деятельность учителя коррекционной школы по традиционным показателям (победы в олимпиадах, участие в грантах, высокие результаты ЕМТ и ЕГЭ и др.) затруднительно, на что же возможно опереться в данном случае? Вероятно, лучшим показателем оценки деятельности педагога будет анализ его уроков: ведущей формы прямого, обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ. Урок в этом контексте рассматривался многими учеными (В.В.Воронкова, В.В.Коркунов, Н.Н.Малофеев, Н.М.Назарова и др.) с точки зрения требований к нему: построение на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов специальной педагогики и психологии; реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических; обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности с учетом состоянии учащихся, их интересов, наклонностей, потребностей; установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися; активизация развития всех сфер личности учащихся; логичность и эмоциональность всех этапов урока; эффективное использование новейших педагогических технологий; формирование знаний, умений и навыков; обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока; формирования умений учиться, заботясь о своем здоровье; тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учетом структуры дефекта воспитанников; создание условий для повышения адаптивных возможностей детей с ОВЗ.
Анализ урока – сложный процесс, так как многогранность изучаемого явления представляет собой специфических объект изучения анализирующего субъекта. Анализ позволяет повысить качество образовательного процесса, а в итоге осуществить успешную социализацию выпускника, так как обучение ради самого процесса не есть цель коррекционной педагогики.
Анализ урока в С(К)ОУ можно осуществить по следующей схеме:
I. Цель: изучить практику управления процессом развития мыслительной деятельности учащихся на уроке и выявить условия ее совершенствования.
1. Какие формы организации мыслительной деятельности учащихся использует на уроке учитель? Способствуют ли они достижению цели урока и развитию мышления каждого школьника?
2. Учит ли педагог детей сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать знания? Какие для этого используются методы? Как отбирает содержание? Каковы результаты этой работы?
3. К каким средствам активизации внимания и развития мышления учащихся чаще всего обращается учитель?
4. На какой характер деятельности рассчитаны задания для учащихся?
5. Как развивается речь учащихся? Видны ли результаты этой работы? В чем они проявлялись на уроке?
6. Место и роль игровых приемов при включении учащихся в различные виды мыслительной деятельности.
7. Темп обучения на уроке и его влияние на развитие индивидуальных особенностей учащихся.
8. Контроль и коррекция учителем уровня знаний учащихся в процессе организации на уроке их мыслительной деятельности.
II. Цель: учет психологических особенностей учащихся для развития на уроке познавательной активности школьников.
1. Какие формы и методы использует учитель для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся? Учитывает ли он возрастные и индивидуальные психологические особенности школьников? Как это влияет на результаты учебно-познавательной деятельности?
2. К каким средствам активизации внимания и развития мышления прибегает учитель? Эффективность их использования в коррекции указанных психических процессов.
3. Каков характер общения учителя с учащимися? Влияет ли он на развитие познавательного интереса и мотивы учения. Особые примеры, к которым прибегает учитель при общении с учащимися разного возраста и уровня развития?
4. Новизна подходов учителя к организации индивидуальной работы с учащимися. За счет каких приемов удается реализовать ее на уроках в разных классах? Как они влияют на развитие познавательной активности учащихся?
5. Как учитель развивает речь учащихся? К каким оригинальным приемам прибегает при этом? Есть ли продвижение в развитии различных видов речи учащихся (письменной, устной, монологической, диалогической и др.).
III. Цель: выявить пути повышения эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
1. Что нового появилось в практике работы учителя? Как это отражается на результативности его уроков?
2. Приоритеты в целевой ориентации обучения на уроке. Роль учащихся в целеполагании и целеосуществлении, уровень их активности и в том, и в другом. Как это отражается на качестве знаний учащихся и их развитии?
3. Удается ли учителю и как именно гуманизировать процесс обучения? Какие успехи у него имеются в этом?
4. Новые подходы учителя к отбору содержания, формы и методы обучения в целях гуманизации этого процесса и повышения его воспитательной результативности. С помощью каких приемов они реализуются на уроке? Каковы результаты?
5. Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса. Какие методы и приемы использует учитель с целью коррекции и компенсации нарушенных функций у детей с особыми образовательными потребностями? Как это отражается на качестве знаний и умений учащихся и их развитии?
IV. Цель: проверить, как учитель организует самостоятельную работу.
1. Определить место самостоятельной работы на уроке, правильность и четкость постановки цели.
2. Изучить, какие виды самостоятельных работ практикует учитель, какова методика их проведения.
3. Обратить внимание, носят ли самостоятельные работы обобщающий характер, способствуют ли формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков.
4. Установить, в какой мере осуществляется дифференциация самостоятельных работ.
5. Определить качество выполнения самостоятельных работ, характер затруднений учащихся, типичные недостатки.
V. Цель: выявить и оценить пути формирования умений у школьников осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельности (УПД).
1. Обучал ли учитель учащихся умению планировать предстоящую учебно-познавательную деятельность:
а) умение последовательно излагать знания (по плану в учебнике, по плану учителя, по собственному плану);
б) умение выделять главное в излагаемом материале.
2. Обучал ли учитель специальным приемам самоконтроля:
а) сличение промежуточного и конечного результатов с целью;
б) обучение специальным приемам самоконтроля (решение задачи несколькими способами, прикидка результат и др.);
в) умение увидеть ошибку в работе товарища в процессе взаимопроверки;
г) самооценка качества выполнения работы.
3. Обучал ли учитель работать учащихся в определенном темпе:
а) обучение рациональным приемам деятельности;
б)самоорганизация в учебной деятельности;
в)концентрация внимания.
4. Оценить, как обучение общеучебным умениям сказалось на результатах деятельности учащихся (их активности, внимательности и т.д.).
VI. Цель: изучить работу учителя по организации процесса обучения.
1. Выявить и оценить средства, которые использовал учитель для организации действий учащихся по принятию дидактической цели урока и задач его этапов.
2. Какие средства активизации применял учитель при подготовке учащихся к активной деятельности по изучению нового учебного материала. Оценить.
3. Выделял ли учитель базисное содержание, подлежащее обязательному усвоению.
4. Какие средства активизации использовал учитель для включения каждого ученика в овладение базисными знаниями.
5. Адаптировал ли учитель к интересам и возможностям ученика учебное содержание, методы и приемы обучения, формы организации УПД.
6. Оценить соответствие выбора средств активизации триединой дидактической цели и задачам урока.
7. Оценить результаты обучения.
В ходе анализа вы можете задать учителю уточняющие вопросы. Например:
1. Объясните, почему именно такие средства активизации Вы использовали на … этапе урока?
2. Какие затруднения испытывали в реализации целей м задач обучения школьников?
В целях понимания, какая стратегия вырабатывается в классе по формированию учебно-познавательной деятельности, можно провести анкетирование учащихся.
Предлагаемые нами критерии оценки работы учителя С(К)ОУ не претендуют на универсальность. Это лишь один из шагов в направлении новейшей системы оценивания труда работников бюджетной сферы.
Аюпова Е.Е., к.п.н., ведущий научный сотрудник Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Центр развития образования Пермского края», г. Пермь.