Учителя не только учат детей, но и проводят больше времени с обучающимися: видят изменения в поведении детей, видят взаимоотношения со сверстниками. Именно педагоги первыми замечают тревожные звонки в поведении детей, которые могут свидетельствовать об определенных трудностях.
КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ МОГУТ СТАТЬ ТРЕВОЖНЫМ СИГНАЛОМ
Часто мы воспринимаем ребенка как целый мир, который не все взрослые могут распознать и в который не всем можно попасть.
Чтобы заметить изменения, произошедшие с ребенком, надо быть не просто внимательными, а надо еще и уметь правильно считывать сигналы, о которых свидетельствует поведение детей. Из-за стрессовых ситуаций даже естественные и нормальные реакции могут означать, что ребенок чем-то обеспокоен или переживает определенный стресс.
Самые распространенные проявления детского поведения, которые могут указывать на определенные психоэмоциональные трудности:
- чрезмерные или часто меняющиеся эмоции - ребенок то плачет, то смеется, может быть очень счастливым или очень напуганным;
-
ничего не чувствует, якобы дистанцируется со своим телом, например, всем присутствующим холодно / жарко, а ребенку – нет;
-
проблемы со сном;
-
проблемы с питанием;
-
заметная потеря или набор веса;
-
избегание контактов, когда ребенок не хочет общаться, не присоединяется на какие-то мероприятия, на которые должен был бы прийти;
-
умышленное попадание в несчастные случаи - это зависит от возраста, но может быть, что ребенок часто себе что-то режет, обжигается или попадает в рискованные ситуации (это бессознательное самоповреждающее поведение);
-
издевательства во взаимодействии с другими детьми также могут быть одним из проявлений того, что ребенок переживает кризисное состояние и таким образом ищет поддержки;
-
необычные мысли, когда ребенок может говорить о страхе, видеть какие-то нереальные образы, не знать, какой сегодня день, казаться дезориентированным, не понимать, где он и что происходит.
Если вы замечаете у ребенка какое – то из выше упомянутых проявлений в поведении, это может означать, что он не справляется с определенными реакциями. Очень часто изменения в поведении также могут возникать в том случае, если у ребенка уже был травмирующий опыт.
Для таких детей малейший триггер может спровоцировать атипичные реакции. Когда он или она реагирует на триггер, нервная система запускается автоматически: мозг начинает реагировать на опасность, блокируется. В таком случае у ребенка возникает ступор, он не может думать, не может решать задачу, а живет какой-то сильной эмоцией.
КАК РЕАГИРОВАТЬ НА АТИПИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ
Чтобы помочь ребенку успокоиться, предлагаем вам использовать в работе следующие упражнения:
- дыхательные упражнения: кролик, надувание шариков, дыхание шмеля или глубокое дыхание животом – позволяют стабилизировать дыхание;
-
рефлексия – помогает переключить внимание. Для этого можно использовать: счет, активизировать память (вспомнить номер телефона), сосредоточиться на звуках, окружающих нас. Это позволит переживать другие ощущения и переключиться с тревожной на положительную эмоцию.
Если у обучающегося появились симптомы, указывающие на его психоэмоциональные трудности, вмешиваться стоит только в том случае, если вы уверены, что ваши действия не нанесут вреда.
Можно спросить у ребенка, нуждается ли он в чем-то, и предложить помощь. Это может быть стакан воды или сообщение родителям (например, забрать его из школы).
Иногда ребенок переживает что-то непосредственно после ситуации, которая произошла несколько минут назад, и нам кажется, что его надо успокоить.
На самом деле ребенка надо включить и дать какую-то инструкцию к действиям. Например, предложить воду и сказать «подойди, пожалуйста, и сядь возле меня». Таким образом ребенок будет включать другие части мозга и ослаблять эмоциональное переживание.
Говорить с ребенком надо спокойно, проявляя терпеливость. Даже если придется повторить инструкцию несколько раз.
Вопросы должны быть простыми. Чаще всего-открытого типа вроде «Где?», «Когда?», «Кто?». На вопрос «почему?» ребенок скорее всего не даст ответа или скажет неправду.
Ребенка надо внимательно слушать и обращать внимание на его тело. Если он выглядит отрешенным, не реагирует, очень бледный, жалуется на тошноту, боль в желудке и кишечнике, потеет – не стоит пытаться строить диалог, стоит привлечь психолога.
Также стоит напомнить, что рядом есть взрослые, у которых он может попросить о помощи.
Чтобы нормализовать эмоции ребенка, можно вслух описывать ему происходящее, подчеркивая, что все нормально, несмотря на сложность ситуации.
Если ребенок делится с нами какой-то ситуацией, в которой говорится об опасности для него или для других людей, тогда мы говорим ему, что должны это сообщить родителям. И стараемся проверить, помнит ли ребенок о принципе «не навреди». То есть он своими действиями не должен нарушать границы других людей.
КАКУЮ ПОМОЩЬ МОЖЕТ ОКАЗАТЬ УЧИТЕЛЬ
Как бы не хотелось взрослым помочь ребенку, но стоит помнить, что профессиональную помощь могут оказать только специалисты. А учителя, не являющиеся психологами, могут заметить что-то необычное в детском поведении и поддержать ребенка.
Но и здесь есть определенные нюансы.
Чтобы помочь ребенку, надо быть для него надежным взрослым. То есть ребенок должен доверять учителю и быть уверенным, что ему не безразличны детские переживания.
Для ребенка очень важно иметь эмоционально и психологически стабильного взрослого. Наличие такого взрослого влияет непосредственно на его интеллектуальные умственные способности, на социальную жизнь, то есть возможность ребенка устанавливать контакты с другими людьми.
Важно создать в классе пространство поддержки:
- в начале учебного года проговорить с классом правила уважительного отношения друг к другу;
-
давать ученикам возможность говорить и выбирать;
-
помнить, что важный фактор-забота учителя о своем психоэмоциональном состоянии. Ведь дети более чувствительны к тому, что чувствуют и видят, чем к тому, что слышат. Спокойный и ресурсный учитель успокаивающе воздействует и на детей.
В то же время надо говорить с родителями о детских проблемах и оставаться на стороне ребенка.
Это непростая задача, но с ней можно справиться, если знать, что стоит делать, а что – нет, создавая атмосферу безопасности в классе и налаживая отношения с учениками, особенно с теми, чье поведение беспокоит.
Что может делать учитель, если видит определенные поведенческие или эмоциональные проявления у ребенка?
Можно вспомнить о модели поведения учителей:
- распознать сигналы в поведении ребенка, которые могут быть свидетельством переживаний или кризисной ситуации;
-
валидизировать - то есть понять, что в пространстве ребенка что-то происходит, возможно, есть определенные изменения или потребности, о которых он хочет сообщить своим поведением;
-
поддержать - показать, что взрослые замечают, что с ребенком что-то происходит. Даже если сказать «я замечаю, тебя что – то волнует» - это уже поддержка;
-
направить - предложить ребенку обратиться за помощью к школьному или кризисному психологу, если есть понимание, что его поведение нетипично, а на психоэмоциональную стабильность что-то влияет;
-
убедиться, что ребенок чувствует себя лучше. Это будет заметно в его поведении.
Учителя могут стать для детей союзниками. Для этого надо найти способ подружиться с ребенком. Возможно, найти совместные увлечения играми. Если строить такие объединяющие точки в общении с учащимися, тогда они будут меньше подвергаться манипуляциям внешне. Также будет легче справиться с их агрессивным поведением.
Чего лучше избегать, оказывая детям помощь:
- Не делать предположений, что именно ребенок сейчас переживает. На самом деле мы не знаем, что происходит, даже если нам что-то известно о ситуации в семье. Мы знаем факты, а не ощущения ребенка. Наша задача-не оценивать ситуацию, не находить виновных, а понять, что переживает ребенок и каким образом мы можем ему помочь.
-
Не называть проявления поведения «расстройствами» или «симптомами». Лучше говорить простыми и понятными словами, помня, что не каждый, кто переживает кризисную ситуацию, получает травму.
-
Не думайте, что каждый ребенок нуждается в разговоре с вами и согласится на него.
То есть стоит быть готовым к тому, что ребенок откажется от разговора с учителем, но давить на него в таком случае не надо.
- Не расспрашивать подробностей и подробную информацию.
-
Не говорить то, о чем не знаете и что не чувствуете.
Если мы хотим поддержать ребенка, мы не говорим ему, что очень его любим, если мы этого не чувствуем. Лучше сказать, что нам обидно из – за того, что ребенку приходится переживать, что это действительно сложная ситуация, в которой ребенку очень непросто.
- Если мы скажем какое-то ложное предположение, вероятнее всего ребенок нас исправит и скажет, что все хорошо. Поэтому не надо говорить больше, чем знаем и чувствуем. Также не стоит давать ложные обещания.
Самый важный совет-не осуждать ребенка или его родителей, что бы ни было причиной определенного детского поведения. Ведь поддержка как раз и заключается в нашем умении воспринять ситуацию, какой она есть, не делать поспешных выводов, а проявлять чуткость.
Это поможет ребенку справиться со сложностью, которую он переживает. В то же время учителям важно заботиться о своем психоэмоциональном состоянии и беспокоиться о себе.
Щекин Александр Сергеевич,
Заведующий Верещагинского филиала ГБУПК «ЦППМСП»,
Педагог-психолог