Мы расскажем вам, чем можно занять ребёнка дома, как с помощью игр обогатить словарь ребенка и развить у него грамматически правильную фразовую и связную речь.
Например, кухня! У Вас появляется возможность развивать словарь ребёнка по следующим темам: «Овощи», «Фрукты», «Посуда», «Продукты питания», «Бытовая техника» и др.
Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы: («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.). Называйте свои действия («перемешиваю», «солю», «обжариваю» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.
Можно поиграть с ребёнком в речевые игры, например: подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …).
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это?).
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет). Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 3рыбы…).
Животные и их детеныши (мама-лошадь, папа-конь, детеныш-жеребенок).
Один-много (шар-шары, мяч-мячи). Скажи ласково (птица-птичка).
Что из чего сделано? (стол из дерева -какой? - деревянный). «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»).
Переделать известную сказку. Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова). Придумать продолжение сказки. «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить).
Следите за грамматикой. Исправляйте ошибки:
— в употреблении предлогов: В, ИЗ, НА, ПОД, К. (Например, «Шишка упала из ветки» – Шишка упала с ветки);
— в согласовании слов (например, «Я видел на ветке две птички» – Я видел на ветке двух птичек);
— неправильный порядок слов в предложении (например, «Дети играют в игры интересные» – Дети играют в интересные игры).
учитель-логопед Углева Т.П.
ГБУПК «ЦППМСП», Верещагинский филиал